Архив Анны Лепорской, одной из учениц К. Малевича, передан в дар Русскому музею. В 2022 году в музее прошли первые выставки из архива Анны Лепорской.
Немного об этапах жизни этого интересного и творческого человека:
- Анна училась в художественно-промышленной школе во Пскове, затем поступила в Академию художеств в Петрограде, а позже стала аспиранткой ГИНХУКа и взяла на себя секретарскую работу в лаборатории цвета у Малевича.
- Благодаря ее систематическому и аккуратному труду, был сформирован и сохранен архив работ создателя супрематизма.
- По воспоминаниям художницы, Малевич придумал «Черный квадрат» - но кисть в этот момент была в ее руках. «Он сказал – закрасить…» - с доброй иронией писала она.
- В этой плодотворной среде Анна встретила своего самого близкого соратника по творчеству… и любви – Николая Суетина, ученика и коллегу Малевича, занимавшегося фарфором.
- Анне неоднократно поручали заниматься оформлением советских павильонов – например, на Всемирной выставке в Париже в 1937 и на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.
- В годы войны Лепорская выполнила и два крупных правительственных заказа – она занималась оформлением могилы Александра Невского (в связи с учреждением воинского ордена имени Александра Невского) и сильно пострадавших интерьеров Государственного театра оперы и балета имени Кирова.
- В послевоенные годы и до последнего вздоха главным делом в жизни Анны Лепорской стала керамика. Ее муж, Николай Суетин, был главным художником Ленинградского фарфорового завода им. Ломоносова. Он-то и привел супругу на фарфоровый завод – как никто другой понимая, на что она способна.
- Когда Лепорская начала заниматься фарфором, ее ранние работы пятидесятых годов напоминали природные формы: подсолнух, шиповник, виноград, колокольчик. В то время такой была эстетика фарфоровых форм.
- Расписывать свои вазы и сервизы она начала только в шестидесятые годы.
- Ей нравилось создавать изящные, архитектоничные вазы светлых оттенков (особенно она любила белый), геометризованные чайные сервизы, выстраивать «мостик» между народным искусством, авангардом и классическим фарфором.
- Пятидесятые-семидесятые годы ознаменовались расцветом этого прикладного искусства. А такие сервизы Лепорской, как «Снопы», «Золотая агашка», «Чертополох», «Шиповник», «Золотые цветы», «Ленинград», «Маки», стали лицом эпохи советского благополучия и примером того самого промышленного дизайна, который так высоко котируется ныне антикварами и коллекционерами.
- Она была отмечена Гран-при в Праге за сервиз «Ленинград». Выполненный годом раньше сервиз «Капля» знаменовал поворот в шестидесятых годах к новым лаконичным формам, очень пластичным.
- Лепорская создала сервиз «Новый» и в скобочках оставила пояснение — «супремат». Эта форма, носики, ручки были близки к тому, чем в двадцатые годы занимались Суетин и Малевич. К такой форме она предлагала супрематические же росписи.
- Лепорская умудрялась оформлять серийные сервизы отдельными элементами любимого ею стиля — красным квадратом, различными плашками в обрамлении живописной росписи. Сервиз «Золотая агашка» — вид такой росписи.
- Малевич, Ермолаева и сама Лепорская, отмечали, что цветопись тяготеет к русской иконе, к народному искусству. В то время как тональная живопись характерна для классических мастеров.
Полную статью читайте здесь.
Немного об этапах жизни этого интересного и творческого человека:
- Анна училась в художественно-промышленной школе во Пскове, затем поступила в Академию художеств в Петрограде, а позже стала аспиранткой ГИНХУКа и взяла на себя секретарскую работу в лаборатории цвета у Малевича.
- Благодаря ее систематическому и аккуратному труду, был сформирован и сохранен архив работ создателя супрематизма.
- По воспоминаниям художницы, Малевич придумал «Черный квадрат» - но кисть в этот момент была в ее руках. «Он сказал – закрасить…» - с доброй иронией писала она.
- В этой плодотворной среде Анна встретила своего самого близкого соратника по творчеству… и любви – Николая Суетина, ученика и коллегу Малевича, занимавшегося фарфором.
- Анне неоднократно поручали заниматься оформлением советских павильонов – например, на Всемирной выставке в Париже в 1937 и на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.
- В годы войны Лепорская выполнила и два крупных правительственных заказа – она занималась оформлением могилы Александра Невского (в связи с учреждением воинского ордена имени Александра Невского) и сильно пострадавших интерьеров Государственного театра оперы и балета имени Кирова.
- В послевоенные годы и до последнего вздоха главным делом в жизни Анны Лепорской стала керамика. Ее муж, Николай Суетин, был главным художником Ленинградского фарфорового завода им. Ломоносова. Он-то и привел супругу на фарфоровый завод – как никто другой понимая, на что она способна.
- Когда Лепорская начала заниматься фарфором, ее ранние работы пятидесятых годов напоминали природные формы: подсолнух, шиповник, виноград, колокольчик. В то время такой была эстетика фарфоровых форм.
- Расписывать свои вазы и сервизы она начала только в шестидесятые годы.
- Ей нравилось создавать изящные, архитектоничные вазы светлых оттенков (особенно она любила белый), геометризованные чайные сервизы, выстраивать «мостик» между народным искусством, авангардом и классическим фарфором.
- Пятидесятые-семидесятые годы ознаменовались расцветом этого прикладного искусства. А такие сервизы Лепорской, как «Снопы», «Золотая агашка», «Чертополох», «Шиповник», «Золотые цветы», «Ленинград», «Маки», стали лицом эпохи советского благополучия и примером того самого промышленного дизайна, который так высоко котируется ныне антикварами и коллекционерами.
- Она была отмечена Гран-при в Праге за сервиз «Ленинград». Выполненный годом раньше сервиз «Капля» знаменовал поворот в шестидесятых годах к новым лаконичным формам, очень пластичным.
- Лепорская создала сервиз «Новый» и в скобочках оставила пояснение — «супремат». Эта форма, носики, ручки были близки к тому, чем в двадцатые годы занимались Суетин и Малевич. К такой форме она предлагала супрематические же росписи.
- Лепорская умудрялась оформлять серийные сервизы отдельными элементами любимого ею стиля — красным квадратом, различными плашками в обрамлении живописной росписи. Сервиз «Золотая агашка» — вид такой росписи.
- Малевич, Ермолаева и сама Лепорская, отмечали, что цветопись тяготеет к русской иконе, к народному искусству. В то время как тональная живопись характерна для классических мастеров.
Полную статью читайте здесь.